Способы начисления операций

Рассказываем, как можно начислять операции в сервисе разными способами: по умолчанию, датой начисления, собственными полями и через сделки.

Дата начисления показывает, на какой момент времени вы хотите отнести выручку. Этим она отличается от фактической даты операции.


🔍 Например, вы оказали услугу в мае, а деньги от клиента за эту услугу пришли в июне. В этом случае вам нужно указать поступление как выручку за май – для этого и нужна дата начисления. Таким образом, фактическая дата операции – в июне, а начислены деньги – за май.


Дата начисления является очень важным свойством, которое используется для построения отчета о прибылях и убытках.

В Adesk есть несколько способов начисления операций:

  1. По умолчанию датой начисления операции признаётся её фактическая дата. Например, операция пришла из банка 01.01.2025, Adesk отобразит её в ДДС в январе 2025, и в ОПиУ также отразит её в январе 2025

    🔍 Например, создадим операцию:

    Рассмотрим ДДС и ОПиУ, операция автоматически попадает в август по обоим отчётам:

  2. Используем дату начисления

    ⚠️ Доступно с тарифа Бизнес
    💡 Как работает дата начисления

    Чтобы отнести выручку верно, рассмотрим предоплату и постоплату:
    1. Предоплата
      Модернизируем операцию, указав начисление в будущее:

      Картина в отчётах изменилась, ДДС без изменений, а в ОПиУ выручка будет признана на сентябрь:

      У клиента автоматически учтутся фактические и плановые обязательства:

      💡 Подробнее про учёт обязательств

    2. Постоплата
      Поменяем местами дату операции и дату начисления в нашем примере:

      👀 Видим, что появилась опция Подтвердить начисление. Что меняется:
      1. Если не выбрана – в ДДС движения средств не будет, выручка в ОПиУ не будет признана до фактического поступления средств, то есть из обоих отчётов операция исключена
      2. Если выбрана – в ДДС аналогично ещё нет движения средств, а в ОПиУ выручка уже будет признана на 07.08.25, то есть мы можем начислить выручку до наступления оплаты

  3. Начислять выручку и расходы вручную с помощью собственных статей в ОПиУ

    ⚠️ Доступно на тарифе Первый
    💡 Как работают собственные разделы и статьи в ОПиУ
    📦 Отдельно разбираем, как завести склад через собственный раздел
    1. Создадим собственную статью Продажа товаров, поместим её в Выручку и заместим ей нашу статью ДДС Поступления от покупателей:
    2. ДДС без изменений, а из ОПиУ начисление пропало:
    3. Теперь можем вводить любые начисления вручную, выстраивая верный ОПиУ, в то время как ДДС будет строиться по фактическим операциям:
      1. Вводить новые начисления можно сколько угодно
      2. История начислений доступна при нажатии на поле в нужном месяце
      3. Начислениям также можно задать нужную сделку
      4. Начислять через собственные статьи можно в связке с интеграциями

    4. Баланс обязательств в отчёте о задолженностях автоматически собирается:

  4. Начисление выручки через ведение сделок и отгрузок

    ⚠️ Доступно на тарифе Первый
    💡 Отличие сделки от проекта
    📦 Как закупить товар на склад
    📦 Как продать товар со склада
    📦 Как учесть материальные расходы в себестоимости сделок
    1. Создадим сделку
    2. И сделаем отгрузку (прикреплять товар и услуги не обязательно):
    3. Теперь клиент должен нам, выручка признана, а фактического движения средств не было. Проверим ДДС и ОПиУ за июль:

      В ДДС есть только движения, которые мы создали ранее, а в ОПиУ учтена новая выручка в 15 000₽. Если мы привяжем к отгрузке товары, то ОПиУ будет детализирован по ним + в расходы будет учтена себестоимость товаров.

    4. Когда поступит приход от покупателя и мы привяжем его к сделке – произойдёт закрытие задолженности контрагента перед нами.

      1. При закупке товара начисление в ОПиУ не происходит, поскольку мы меняем актив в деньгах на актив в товарах. В таком случае идёт только учёт обязательств (📦 Как закупить товар на склад).

      2. При создании обычных расходов в сделках нужно учитывать их через дату начисления, аналогично проектам и обычному ведению операций.

Таким образом, можно принимать дату начисления равно дате операции, задавать её вручную в операции, через собственные статьи или признавать по отгрузкам. При этом все способны могут дополнять друг друга и быть дополнены интеграциями.

💡 А также начисление можно автоматизировать правилами. А ещё мы умеем учитывать начисление по дате из описания, сокращая ручной труд на разнесение операций:



Работает на