Отчет о прибылях и убытках

Отчет ОПиУ (P&L) про способность компании зарабатывать.

Отчет о прибылях и убытках так же называют отчетом о доходах и расходах компании (другие названия — P&L, форма 2, отчет о финансовых результатах). 


Особенности отчета о прибылях и убытках

Метод начисления

Главное отличие отчета о прибылях и убытках от отчета движения средств в том, что он собирается методом начисления, и учитывает не деньги, а исполненные обязательства. 

При кассовом методе доходы и расходы учитываются в момент фактического списания или поступления денег (учитываются только деньги по дате оплаты с операционным видом деятельности, включая закупку товаров и исключая отгрузки и обязательства), при методе начисления — когда возникают.

В разделе Настройки автоматизации есть возможность автоматически устанавливать дату начисления у операций. По выдержке из назначения платежа система сама поймет, на какой период отнести ту или иную операцию. Данная функция доступна для импортированных из выписки или загруженных из интеграции платежей:


Отчет о прибылях и убытках не учитывает НДС

Второе отличие в том, что ОПиУ собирается без учета НДС. Перед тем, как посчитать прибыль, все доходы и расходы очищаются от НДС.

НДС — налог косвенный. Его платит не компания, а конечный потребитель. Когда клиент покупает что-то у компании за 120₽ , он как бы говорит: «Вот вам 100₽ за ваш товар / услугу, а 20₽ передайте государству или дальше по цепочке».
То есть, если считать доходы и расходы с НДС, есть риск завысить свой финансовый результат за счет средств, которые принадлежат государству.

При желании вы можете включить опцию «Учитывать НДС» в отчете и он будет рассчитан с учетом сумм налога на добавленную стоимость. Данная настройка доступна только администраторам и владельцам аккаунта:


Настройка оформления ОПиУ

Оформление ОПиУ также можно изменить, для этого перейдите по 3 точкам в дополнительные настройки:

  • Отобразить проценты
  • Дополнительно окрашивать суммы
  • Скрыть тренды
  • Скрыть рентабельность

Из чего состоит ОПиУ

Отчет о прибылях и убытках считает чистую прибыль компании, и условно состоит из двух больших блоков Доходы и Расходы

Верхнеуровнево структура ОПиУ выглядит так:


Давайте разберемся, по какому принципу попадают данные на ту или иную строчку.

⚠️ Важно:

Обратите внимание: чтобы выручка и прямые расходы вставали в отчет корректно, а не в прочие доходы или косвенные расходы, операции должны быть привязаны к проекту (в случае расходов можно выбрать направление).

Выручка

Показывает сумму доходов от основной деятельности, полученных при реализации проектов и сделок (перейдя по ссылкам, вы можете ознакомиться с отличие проектов от сделок).

Чтобы выручка вставала в проект корректно, нужно вести проекты и привязывать операции к ним, а также указывать дату начисления (дата подписания УПД или акта выполненных работ, отгрузки товара, оказания услуги).

Автоматизировать процесс как заполнения проекта, так и даты начисления вы можете с помощью правил автоматизации.


Прямые расходы

Это те расходы, которые относятся к реализации конкретной сделки, проекта или направления. Они подразделяются на два типа: прямые переменные и прямые постоянные расходы.

  1. Прямые переменные расходы – это расходы, связанные с конкретными проектами и направлениями. Если операция привязана к проекту, либо к проекту с направлением, она попадает в категорию прямых переменных расходов.
  2. Прямые постоянные расходы – это расходы, которые привязаны только к направлению. Это позволяет учитывать общие затраты, которые не могут быть непосредственно отнесены к какому-либо проекту, но являются частью более широкого направления вашего бизнеса.

Чтобы операция попала в отчет как прямой расход, при создании операции нужно указывать, к какому проекту или направлению она относится.

Если указываете направление, оно будет отмечено значком папки у названия:

При клике на ячейку суммы вы можете посмотреть, какие операции отнесены в блоки прямых постоянных или прямых переменных расходов:


Материальные расходы

В ОПиУ закупка запасов не является расходом. Когда мы купили партию товара на 250 000₽, мы обменяли деньги на товары, положили товары на склад. Теперь это наш актив, поэтому такая операция не считается расходом.

Для операций по закупу товаров на склад мы сделали специальный тип расхода: На закупку товара. Чтобы провести закупку товара на склад, нужно выбрать статью с типом На закупку товара:

Для корректного учета статьи расхода на себестоимость товарных запасов следует:


Валовая прибыль                                                        

Валовая прибыль представляет собой разницу между общей выручкой и прямыми расходами на производство. Этот показатель служит индикатором того, насколько эффективно компания преобразует свои прямые затраты в прибыль. 

Если валовая прибыль недостаточна для покрытия косвенных расходов, это может указывать на проблемы в управлении компанией. 

Чтобы компания оставалась прибыльной и эффективной, нужно следить за тем, чтобы валовой прибыли, которую генерируют проекты, хватало на покрытие косвенных расходов.


Косвенные расходы

Те расходы, которые не относятся напрямую к конкретным проектам или направлениям. Например, расходы на содержание офиса, его аренду, найм персонала, зарплаты административного персонала.

Чтобы расход попал в группу как косвенный, не указывайте проект или направление при создании операции. Операции без проекта/направления квалифицируются как косвенные расходы:


Прочие доходы

Иногда у компании бывают мелкие поступления не имеющие отношения к основной деятельности. Например, проценты на остаток по счету, доход от сдачи в аренду части своего помещения и так далее.

Для того, чтобы операция поступления попала в прочие доходы, нужно так же создать операцию прихода без привязки к проекту.


Операционная прибыль

Операционная прибыль — разница между выручкой компании и всеми видами операционных расходов, как постоянных, так и переменных. Этот показатель полезен для сравнения бизнеса с конкурентами с учетом различий в кредитной нагрузке и имуществе.


Курсовая разница

Также вы можете вывести справочно курсовую разницу, которая возникает из-за разницы в курсах валют. Данная настройка доступна только администраторам и владельцам аккаунта. Для этого:

  1. Зайдите в Настроить отчёт
  2. Выберите Учитывать курсовую разницу
  3. Курсовая разница отобразится ниже операционной прибыли

Налог на прибыль

Чтобы налоги считались корректно, используйте системный набор статей при создании операции:

Если вы работаете по упрощенной системе налогообложения (УСН), то можете переименовать в УСН 6% или УСН 15%. 

При добавлении операции не забывайте указать дату начисления, чтобы точно определить, к какому периоду относится сумма налога.


Проценты по кредитам и займам

В отчете о прибылях и убытках в расчет идут только проценты по кредитам и займам. Дело в том, что для банка деньги — это товар, который он сдает в аренду, а проценты — это арендная плата за пользование деньгами. Поэтому, когда мы берем кредит, у нас не возникает дохода, поскольку мы не заработали эти деньги, а взяли попользоваться. Процент по кредиту мы учитываем как расход, так как платим эту сумму сверх той, что взяли.

Что делать, чтобы данные по кредитам и займам корректно попали в отчет? В отчете о движении денег используйте разбиение операции на тело и процент:


🔎 Пример: 

Если ежемесячный платеж составляет 17 296₽ рублей, то тело кредита — 16 146₽, а процент за обслуживание — 1 150₽. 

💡 Подробнее о кредитах и займах рассказали здесь.


Амортизация

Это естественное устаревание и падение в стоимости оборудования, или другого актива.


🔎 Пример:  

У вас служба доставки, и вы купили новый автомобиль, чтобы развозить грузы по городу. Автомобиль вы купили за 750 000₽. Для себя вы понимаете, что гарантия на этот автомобиль 3 года, и через 3 года вы будете его менять. 


Чтобы данные по амортизации корректно попали в отчет, заведите имущество в разделе Основные средства:

Каждый месяц 25000₽ будут списываться амортизацией. Если вам срочно понадобятся деньги, то вы просто продадите его, и оставшуюся сумму получите обратно на расчетный счет.

Когда приобретаете имущество — машины, участки, недвижимость, станки и технику, выбирайте статью с инвестиционным видом деятельности.


Чистая прибыль

Чистая прибыль — это сумма, которую компания зарабатывает после учета всех расходов, включая налоги, проценты по кредитам и амортизацию. Это те деньги, которыми владелец может свободно распоряжаться. Проще говоря, это то, что остается у вашего бизнеса после оплаты всех затрат, от сырья до налогов.


Дивиденды и отчет о прибылях и убытках

Выплата дивидендов не участвует в расчете прибылей и убытков, но при этом происходит из чистой прибыли компании:

Это сделано для того, чтобы лучше понимать, забирает ли собственник дивидендов больше, чем позволяет прибыль, или нет.

Для того, чтобы дивиденды или вывод прибыли корректно попадали в этот раздел, при создании статьи присвойте ей тип вывод прибыли или дивидендов:


Полезные материалы по теме:



👆 На этом пока всё