Отчет о прибылях и убытках так же называют отчетом о доходах и расходах компании (другие названия — P&L, форма 2, отчет о финансовых результатах).
Главное отличие отчета о прибылях и убытках от отчета движения средств в том, что он собирается методом начисления, и учитывает не деньги, а исполненные обязательства.
При кассовом методе доходы и расходы учитываются в момент фактического списания или поступления денег (учитываются только деньги по дате оплаты с операционным видом деятельности, включая закупку товаров и исключая отгрузки и обязательства), при методе начисления — когда возникают.
В разделе Настройки автоматизации есть возможность автоматически устанавливать дату начисления у операций. По выдержке из назначения платежа система сама поймет, на какой период отнести ту или иную операцию. Данная функция доступна для импортированных из выписки или загруженных из интеграции платежей:
Второе отличие в том, что ОПиУ собирается без учета НДС. Перед тем, как посчитать прибыль, все доходы и расходы очищаются от НДС.
НДС — налог косвенный. Его платит не компания, а конечный потребитель. Когда клиент покупает что-то у компании за 120₽ , он как бы говорит: «Вот вам 100₽ за ваш товар / услугу, а 20₽ передайте государству или дальше по цепочке».
То есть, если считать доходы и расходы с НДС, есть риск завысить свой финансовый результат за счет средств, которые принадлежат государству.
При желании вы можете включить опцию «Учитывать НДС» в отчете и он будет рассчитан с учетом сумм налога на добавленную стоимость. Данная настройка доступна только администраторам и владельцам аккаунта:
Оформление ОПиУ также можно изменить, для этого перейдите по 3 точкам в дополнительные настройки:
Из чего состоит ОПиУ
Отчет о прибылях и убытках считает чистую прибыль компании, и условно состоит из двух больших блоков Доходы и Расходы.
Верхнеуровнево структура ОПиУ выглядит так:
Чтобы выручка вставала в проект корректно, нужно вести проекты и привязывать операции к ним, а также указывать дату начисления (дата подписания УПД или акта выполненных работ, отгрузки товара, оказания услуги).
Автоматизировать процесс как заполнения проекта, так и даты начисления вы можете с помощью правил автоматизации.
Это те расходы, которые относятся к реализации конкретной сделки, проекта или направления. Они подразделяются на два типа: прямые переменные и прямые постоянные расходы.
Чтобы операция попала в отчет как прямой расход, при создании операции нужно указывать, к какому проекту или направлению она относится.
Если указываете направление, оно будет отмечено значком папки у названия:
При клике на ячейку суммы вы можете посмотреть, какие операции отнесены в блоки прямых постоянных или прямых переменных расходов:
Для корректного учета статьи расхода на себестоимость товарных запасов следует:
Валовая прибыль представляет собой разницу между общей выручкой и прямыми расходами на производство. Этот показатель служит индикатором того, насколько эффективно компания преобразует свои прямые затраты в прибыль.
Если валовая прибыль недостаточна для покрытия косвенных расходов, это может указывать на проблемы в управлении компанией.
Чтобы компания оставалась прибыльной и эффективной, нужно следить за тем, чтобы валовой прибыли, которую генерируют проекты, хватало на покрытие косвенных расходов.
Те расходы, которые не относятся напрямую к конкретным проектам или направлениям. Например, расходы на содержание офиса, его аренду, найм персонала, зарплаты административного персонала.
Чтобы расход попал в группу как косвенный, не указывайте проект или направление при создании операции. Операции без проекта/направления квалифицируются как косвенные расходы:
Иногда у компании бывают мелкие поступления не имеющие отношения к основной деятельности. Например, проценты на остаток по счету, доход от сдачи в аренду части своего помещения и так далее.
Для того, чтобы операция поступления попала в прочие доходы, нужно так же создать операцию прихода без привязки к проекту.
Операционная прибыль — разница между выручкой компании и всеми видами операционных расходов, как постоянных, так и переменных. Этот показатель полезен для сравнения бизнеса с конкурентами с учетом различий в кредитной нагрузке и имуществе.
Также вы можете вывести справочно курсовую разницу, которая возникает из-за разницы в курсах валют. Данная настройка доступна только администраторам и владельцам аккаунта. Для этого:
Чтобы налоги считались корректно, используйте системный набор статей при создании операции:
Если вы работаете по упрощенной системе налогообложения (УСН), то можете переименовать в УСН 6% или УСН 15%.
При добавлении операции не забывайте указать дату начисления, чтобы точно определить, к какому периоду относится сумма налога.
В отчете о прибылях и убытках в расчет идут только проценты по кредитам и займам. Дело в том, что для банка деньги — это товар, который он сдает в аренду, а проценты — это арендная плата за пользование деньгами. Поэтому, когда мы берем кредит, у нас не возникает дохода, поскольку мы не заработали эти деньги, а взяли попользоваться. Процент по кредиту мы учитываем как расход, так как платим эту сумму сверх той, что взяли.
Что делать, чтобы данные по кредитам и займам корректно попали в отчет? В отчете о движении денег используйте разбиение операции на тело и процент:
🔎 Пример:
Если ежемесячный платеж составляет 17 296₽ рублей, то тело кредита — 16 146₽, а процент за обслуживание — 1 150₽.
💡 Подробнее о кредитах и займах рассказали здесь.
Это естественное устаревание и падение в стоимости оборудования, или другого актива.
🔎 Пример:
У вас служба доставки, и вы купили новый автомобиль, чтобы развозить грузы по городу. Автомобиль вы купили за 750 000₽. Для себя вы понимаете, что гарантия на этот автомобиль 3 года, и через 3 года вы будете его менять.
Чтобы данные по амортизации корректно попали в отчет, заведите имущество в разделе Основные средства:
Каждый месяц 25000₽ будут списываться амортизацией. Если вам срочно понадобятся деньги, то вы просто продадите его, и оставшуюся сумму получите обратно на расчетный счет.
Когда приобретаете имущество — машины, участки, недвижимость, станки и технику, выбирайте статью с инвестиционным видом деятельности.
Чистая прибыль — это сумма, которую компания зарабатывает после учета всех расходов, включая налоги, проценты по кредитам и амортизацию. Это те деньги, которыми владелец может свободно распоряжаться. Проще говоря, это то, что остается у вашего бизнеса после оплаты всех затрат, от сырья до налогов.
Выплата дивидендов не участвует в расчете прибылей и убытков, но при этом происходит из чистой прибыли компании:
Это сделано для того, чтобы лучше понимать, забирает ли собственник дивидендов больше, чем позволяет прибыль, или нет.
Для того, чтобы дивиденды или вывод прибыли корректно попадали в этот раздел, при создании статьи присвойте ей тип вывод прибыли или дивидендов:
Полезные материалы по теме: