Баланс

Баланс — это отчет о том, какими ресурсами владеет компания.

Баланс отвечает на 3 вопроса

  1. Где деньги?
    Бывает, что по отчетам прибыль есть, но на счетах пусто. Баланс поможет разобраться, где заморожены деньги компании. Нужно посмотреть на запасы, дебиторскую задолженность и основные средства.

  2. Насколько богата компания?
    Баланс покажет, сколько активов есть у компании в денежном выражении и как меняется их количество со временем.

  3. Кому принадлежит компания?
    Баланс покажет, из каких источников сформированы активы и как они распределяются. Если большинство активов — это предоплаты и кредиты, значит компания находится в зависимости от кредиторов и, собственно, им и принадлежит.

Структура Баланса

Баланс состоит из двух частей — активы и пассивы.

Активы — это ресурсы компании (деньги, товары на сладе, основные средства, выданные займы и тд).

Пассивы — это источник финансирования ресурсов (собственный капитал учредителей и заемный капитал).

Структура активов

Активы делятся на оборотные и внеоборотные.

К оборотным относят активы, которыми обычно пользуются в течение короткого срока (до 12 месяцев):

  • запасы (товары на складе);
  • деньги на счетах;
  • дебиторская задолженность

К внеоборотным активам относят:

  • основные средства (мебель, оборудование, помещения, здания и тд.);
  • прочие внеоборотные активы, нематериальные активы (ваш сайт, товарный знак)

Структура пассивов

Пассивы — это все источники, за счет которых сформированы активы.
Свои деньги — это собственный капитал, чужие — это обязательства, например, кредиты, займы и кредиторская задолженность.

Обязательства — это все долги компании:

  • долгосрочные кредиты и займы (сроком свыше 12 месяцев);
  • краткосрочные кредиты и займы (сроком до 12 месяцев);
  • кредиторская задолженность;
  • прочие обязательства

Собственный капитал — это деньги, которые принадлежат владельцу бизнеса.

  • Вложения учредителей — здесь отображаются операции по статье Ввод денег в бизнес, начальные остатки товаров на складе, начальные остатки по счетам, основные средства без начисленной кредиторской задолженности, а также сумма компенсации. 
    Компенсация — если по какой-то причине активы не равны пассивам, система предложит вам компенсировать эту сумму.

    Если не достает в активах — спишем компенсацию из нераспределенной прибыли за прошлый период.

    Если не достает в пассивах — добавим компенсацию во вложения учредителей.
  • Нераспределенная прибыль — операционная прибыль, которая считается как в отчете о прибылях и убытках — налоги — вывод денег из бизнеса, сумма компенсации, прибыль за прошлый период, курсовая разница.

  • Прибыль считается по методу начисления.
    Суммы конвертируются в валюту аккаунта на дату операции, отгрузки, обязательства или основного средства, т.е. курс фиксируется и порождает курсовую разницу для операций, товаров и обязательств в сделках.
    НДС вычитается, если юр лицо работает с НДС.
    Входящий НДС — в активах в дебиторской задолженности, а исходящий в пассивах в кредиторской задолженности.

Давайте вместе соберем отчет Баланс

Для того чтобы корректно собрать отчет необходимо добавить в систему все денежные потоки, которые участвую в вашем бизнесе — банковские счета, карты, наличные счета.

Далее зафиксировать актуальную кредиторскую и дебиторскую задолженность.

Добавить запасы и начальные остатки по ним, если у вас есть склад и ваш бизнес связан с продажей товаров.

Завести основные средства, остаточную стоимость по ним, а также добавить кредиты и займы.

После того как мы зафиксировали все активы и пассивы бизнеса, переходим в раздел Отчеты → Баланс и кликаем на «Начать».

Система предложит вам выбрать с какого месяца построить баланс

Лучше выбрать месяц, когда вы поставили учет на рельсы: фиксировали обязательства, вели учет имущества и запасов. Так сборка пройдет быстрее, а вам не придется вносить данные за прошлые периоды.

Теперь необходимо проверить корректно ли отображены денежные средства, дебиторская задолженность, запасы и основные средства. 

Если какие-то суммы не сходятся, вы можете скорректировать их, система предложит перейти в нужный раздел.

 

Далее проверяем пассивы, а именно кредиторскую задолженность, долги по кредитам, вложения учредителей.


Если по какой-то причине активы не равны пассивам, система предложит вам компенсировать эту сумму. 

Если не достает в активах — спишем компенсацию из нераспределенной прибыли за прошлый период. 

Если не достает в пассивах — добавим компенсацию во вложения учредителей.

Причины расхождения баланса:

— Вручную добавили обязательство у контрагента и не уравновесили деньгами (необходимо учесть денежную операцию, относящуюся к этому обязательству или добавить закрывающее обязательство);

— Операция с финансовым видом деятельности без пары или обязательства (такие операции необходимо учесть в обязательствах, если это кредит или займ. Либо создать для нее пару с противоположным типом, если это депозит или возврат);

— Если отгрузки находятся вне сделок, они не попадают в прибыль и ничем не подкрепляются в пассивах (нужно отнести отгрузки к сделке);

— Есть операции с начислением в исторических данных, но не создали обязательства для них. При сборке баланса на этапе проверки дебиторской и кредиторской задолженности, система предложит создать обязательства на основании даты начисления, если она отличается от даты оплаты — поставьте галочку в этом пункте и обязательства создадутся автоматически.

Это необходимо чтобы в операциях с разными датами оплаты и начисления — все обязательства были закрыты и баланс сошелся.

 Мы собрали баланс и получили актуальную картину бизнеса

 













👆 На этом пока всё